Не одну пару обуви уже пришлось бы сменить, бегай мы за всеми новинками сотовой индустрии. Мобильный мир не стоит на месте, постоянно выкидывая на рынок потоки идеи, с не всегда понятными зашифрованными названиями GPRS, MMS и тому подобное. На то он и мобильный, чтобы постоянно расти и доказывать свое предназначение.
Сегодня Россию собираются потрясти связью третьего поколения, которая несколько лет назад пустила корни в Москве и Санкт–Петербурге, а теперь добралась и до Урала. Свердловский сотовый оператор "Уралвестком" заявил о введении нового стандарта связи CDMA-450. Он представил его как стандарт "третьего поколения", которым в мире пользуется уже порядка 200 млн. человек.
Наш товар - ваш купец, или видеосотовая связь в реальном режиме не за горами
"Уралвестком" вместе с западными партнерами, корпорацией RTDC, США (Russian Telecommunications Development Corporatin, владеет 100% долей в "Уралвестком"), инвестирующей в телекоммуникационный бизнес, и компанией Nortel (Канада), производителем и поставщиком оборудования, презентовали накануне на пресс-конференции в Екатеринбурге свое детище.
"Сеть нового стандарта CDMA-450 выведена на рынок под федеральным брендом "Скайлинк" с целью реализации стратегической задачи - построения единого федерального оператора "Скайлинк" на территории России", - заявил генеральный директор ЗАО "Уралвестком" Валерий Молчанов.
По словам Валерия Молчанова, рынку сотовой связи в ближайшее время будет представлен новый продукт "третьего поколения", представляющий симбиоз голосовой связи принципиально иного уровня качества и высокоскоростной передачи данных.
Как утверждают представители компании, стандарт CDMA-450 принесет на свердловский рынок сотовой индустрии, во-первых, высокое качество голосовой связи, которого можно добиться за счет возможностей сети, способной одновременно обслуживать 20 000 абонентов. Во-вторых, высокую степень конфиденциальности разговоров и передачи данных. Кроме того, мощность излучения телефона нового стандарта намного ниже, чем у GSM-трубок. Это проявляется в том, что на человека, с одной стороны, оказывается минимальное биологическое воздействие, с другой, - батарея меньше разряжается. Но самое главное - скорость передачи данных, которая уже сейчас составляет 153 Кбит/сек, а в мае, когда будет установлено дополнительное оборудование, вырастет аж до 2,4 Мбит/сек.
Новый стандарт обеспечит пользователям мобильных телефонов беспроводной доступ в Интернет, электронную почту, а вместе с тем возможность производить оплату любых, в том числе и коммунальных, услуг через Интернет.
В ближайших планах компании "Уралвестком" установление роуминга не только с Москвой и Санкт-Петербургом, но и с Челябинском, Нижневартовском, Пермью, Уфой, Ижевском, Нижним Новгородом, а до конца года – со всеми сетями CDMA-450 в России.
Кроме того, в перспективе рассматривается введение видеосвязи, посредством которой можно будет передавать видеоинформацию в реальном режиме. К концу года эта услуга уже будет запущена в действие. Президент корпорации RTDC Стэнли Крэмтон считает, что CDMA-450 осуществит технологический прорыв на рынке сотовой связи: "Традиционное понимание того, как работает телефон, устарело. Мы делаем огромный шаг вперед в применении новой технологии, которой ни у кого еще не было. Вы в режиме реального времени сможете передавать картинку в телевизионную студию, например".
Основной акцент бизнес-партнеры, собирающиеся внедрять новый стандарт на земле уральской, делали на том, что ни одна компания не предлагает еще таких услуг, и потребители еще должны будут осознать всю их прелесть и ценность.
"Например, у нас есть нефтяная компания-клиент, которая тестирует сейчас наши услуги на своих скважинах. Они получают анализ качества нефти, передавая свои данные в головной офис. Такие услуги они хотели бы иметь 24 часа в сутки. Это конкретный пример того, что данная технология может предлагать и как может работать",– говорит Стэнли Крэмтон.
Получается, что большей частью тарифная политика сотового оператора, представляющего новый стандарт, будет нацелена на высокодоходный корпоративный сегмент рынка и на потребителей бизнес-класса.
Стандарт CDMA-450 имеет высокое качество голосовой связи, но существенно проигрывает по двум пунктам: очень ограниченный роуминг (эта сеть только начала свое распространение по территории России), принципиально важного для целевой аудитории – клиента бизнеса–класса, и высокая стоимость услуг, которая отпугивает потребителя среднего класса.
С другой стороны, вопрос стоимости, как правило, временный и зависит от количества потребителей: понятно, что, чем их больше, тем связь дешевле.
Страсти по стандарту
Конкурировать CDMA с GSM будет очень непросто. Связь второго поколения GSM продолжает активно набирать обороты: в прошлом году в России количество подключений достигло рекордной цифры 100 млн. человек, быстрые темпы роста в этом году не снизились. Пользователей CDMA во всем мире порядка 200 млн., тогда как количество пользователей GSM на планете уже вплотную приблизилось к 1,5 млрд. человек. Связь второго поколения GSM, безусловно, вступила сейчас в стадию экономического расцвета, который, естественно, не может быть бесконечным и рано или поздно пойдет на спад. Реальным примером является стандарт первого поколения (NMT–450), который появился в 80–е годы и через 25 лет практически умер. Стандарт второго поколения GSM появился в 90–х годах, и не исключено, что к 2015 году, а то и раньше, его постигнет та же участь. Тем более, сегодня у GSM есть серьезный недостаток – качество связи.
В свою очередь, представители компаний GSM-связи высказали не очень оптимистичные прогнозы по поводу новой связи следующего поколения.
"Мировое сообщество установило, что стандартом третьего поколения является другой стандарт. Если говорить о CDMA–450 – это, так называемый, стандарт 2,75. Он, конечно, ближе к третьему поколению, но еще не третье поколение. Я считаю, "Уралвестком" попал с этим стандартом в ситуацию безвременья, потому что пока рынок не насытится стандартом второго поколения GSM, а он сейчас все равно самый популярный, на третий переходить не будут. Не исключено, что мы перейдем на четвертый, так и минуя третий, а им придется остаться в поколении 2,75", - отметил директор по маркетингу компании Сотовая Связь МОТИВ Константин Брызгалов.
К тому же и по скорости связи, у стандарта GSM, как оказалось, тоже еще есть потенциал.
"У GSM такая ситуация: скорость передачи данных через GPRS 64 Кбт/сек, новая технология EDGE, которая готовится к внедрению, обеспечит скорость передачи данных более 380 Кбт/сек. Такая скорость позволит внедрять услуги мобильного телевидения и прочего. У нас в этом году будет запущена услуга "мобильный банкинг". Так что, GSM имеет все возможности для развития", – говорит пресс-секретарь генерального директора ОАО "Урасвязьинформ" Валерий Костарев.
В вопросе о конкуренции только делающего первые шаги стандарта сотовой связи CDMA–450 возникли довольно противоречивые мнения.
"Представить, что будет серьезная конкуренция между стандартами CDMA и GSM, невозможно, потому что по количеству абонентов, которые работают в CDMA, очень незначительное. Чтобы CDMA мог представлять конкуренцию, ему нужен самопиар и еще не известно, к чему приведут эти действия. Конкуренции между этими двумя стандартами не может быть по ряду причин: малоизвестный стандарт, во-первых, нерешенность по роумингу, во-вторых, меньший выбор мобильных терминалов, сервис услуг, в-третьих. Пока эти ограничения не будут устранены, о широком распространении вряд ли можно будет вести речь. Реальная скорость передачи данных CDMA–450 хорошая, но на практике еще надо смотреть", – утверждает Валерий Костарев.
Пресс-секретарь МТС в Екатеринбурге Ольга Чередниченко говорит, что трудно прогнозировать спрос на новый стандарт, но не отрицает конкуренции, которая с его появлением на рынке может возникнуть: "Возможно, по мере формирования платежеспособного спроса на высокоскоростную передачу данных спрос будет формироваться постепенно и на стандарты третьего поколения. Но реальной альтернативы стандарту GSM 900/1800 в мире на сегодняшний день нет. При всех своих преимуществах стандарт CDMA пока не в состоянии предложить своим абонентам те условия, к которым привыкли абоненты стандарта GSM - широкая география роуминга, обширная зона покрытия, большой выбор телефонов. Тем не менее, хотя "Скайлинк" сегодня не может претендовать на статус "массового" оператора, как "нишевый" игрок он вполне конкурентоспособен. А вообще, появление любого нового игрока на рынке мы воспринимаем позитивно - у абонентов появляется больше возможностей для выбора".
Константин Брызгалов подтвердил идею конкуренции, которая возможна на рынке корпоративных пользователей, но и акцентировал внимание на том, что конкуренция возникнет только в плане мобильной передачи данных, а не голосовых услуг: "Если брать общую ситуацию, у мобильной сети GSM 80% связи занимает голосовая связь, и только порядка 20% и меньше - это услуги дополнительные, передача данных. В CDMA–450 наоборот раскладывается: порядка 80% идет на передачу данных и совсем немного на голосовые услуги".
Потребители, в свою очередь, хотят иметь доступную связь, за которую они могли бы платить, не напрягаясь, и достойное качество связи. Получается, что "людям пока связь третьего или четвертого поколения не нужна, им достаточно просто пообщаться по телефону",– комментирует Константин Брызгалов.
Вполне вероятно, что наступит такой момент, когда люди готовы будут платить за качество, но пока об этом говорить очень трудно. Нередко наблюдаю такую ситуацию, когда на улице человек отвечает на звонок, долго ругает качество связи, а потом кладет телефон на место и говорит, как бы себе в оправдание: "Ну, и ладно, зато дешево".
Ситуация на рынке показывает, что толпы потребителей перекочевывают из одной компании в другую, предлагающую более дешевые тарифы. Обычный потребитель делает ставку не столько на качество, сколько на низкую стоимость услуг связи. GSM-компании стараются ее обеспечить. При этом планомерно разрабатывают технологии по улучшению качества связи.
Потому, как бы не закипали страсти в большом мобильном мире, для подавляющего числа пользователей мобильной связи все эти новшества станут привлекательными только тогда, когда они будут стоить тех денег, которые готов будет заплатить потребитель.