Во многих государствах проблема утилизации отслуживших свой срок электроустройств (в том числе сотовых трубок) стоит сегодня крайне остро. По данным ученых, только страны ЕС ежегодно отправляют на свалку до 6 млн. тонн (!) компьютеров, холодильников, стиральных машин и т. п. Связанные с этим расходы в Западной Европе составляют сотни миллионов долларов. В Японии же, согласно "оптимистичным" прогнозам исследователей, к 2010 г. для захоронения мусора вообще не останется места.
Молодая индустрия сотовой связи беспокоит экологов особо. В первую очередь потому, что трубок выпускают много (уже более 1 млрд. в год), а жизненный цикл у них короткий. По статистике - от восьми до десяти месяцев. Конечно, владельцы не спешат избавляться от своих телефонов. Но когда на смену устаревшим моделям приходят более удобные и вполне доступные по цене новинки, мало кто устоит перед соблазном. В итоге - "бэушные" мобильники тоннами отправляются на свалку.
Комментируя ситуацию, изготовители сетуют на капризы пользователей, требующих все новых функциональных и дизайнерских чудес. Безусловно, дело не только в этом. Большое влияние на скорость разработки моделей оказывает конкуренция между производителями. Отказ от совершенствования технологий был бы равноценен для каждого из них сходу с дистанции.
Круговорот трубок в природе
Процесс естественной замены мобильников повергает экологов в шок. Особую тревогу вызывает тот факт, что практически все аппараты, попадающие на свалки, содержат компоненты, относящиеся к категории проблемных. Среди них известные своей токсичностью свинец, ртуть, хром и кадмий. Впрочем, и обычная пластмасса (из которой телефон состоит чуть ли не на 50%) не украшает природного ландшафта.
К чести производителей, они не закрывают глаза на проблему. Пожалуй, наиболее активную позицию в этом вопросе занимают скандинавы - Nokia и Ericsson. В последние годы они непрерывно ведут исследования, цель которых - создание экологически безвредных сотовых аппаратов. Панацея пока не найдена, но определенные успехи налицо.
Например, по аналогии с пришедшими в негодность автомобилями устаревшие или сломанные трубки предлагается использовать вторично: в качестве сырья, запчастей и т. д. Данный процесс - recycling - получает сегодня все большее распространение. У себя на родине Nokia организовала целую сеть приемных пунктов, куда потребители могут при желании вернуть отслужившие свое мобильники. Для приема аппаратов там устанавливают специальные... мусорные ведра. Когда ведро наполняется, трубки изымают и отправляют на переработку в центры рециркуляции.
По словам сотрудников Nokia Mobile Phones, подобные службы создаются сейчас во всем мире. В одних регионах финская фирма занимается recyclingом самостоятельно, в других - совместно с муниципальными властями (в Нидерландах, Норвегии) или промышленными союзами (в Австралии).
Не обходится и без курьезов. В феврале 2000 г. "миссионеры" из Nokia достигли Сингапура. Они намеревались просветить местное население насчет преимуществ рециркуляции. Девиз "Будущее в твоих руках", украсивший двери фирменных салонов связи, призывал граждан опускать отслужившие свое трубки в специальные контейнеры. К огорчению организаторов, сингапурцы не проявляли должного рвения и даже с испорченными аккумуляторами расставались неохотно.
Чтобы подстегнуть их сознательность, Nokia обратилась за помощью в... зоопарк Сингапура. Финской компании пришлось прибегнуть к следующей уловке: дрессированная выдра по кличке Педро принялась бросать старые мобильники в приготовленное ведро. Видимо, это сработало: контейнеры стали наполняться. Nokia и по сей день считает сингапурский опыт в целом положительным.
Не надо мусорить!
Самая огромная в мире свалка на Стейтен-Айленде (близ Нью-Йорка) за 53 года своего существования заняла площадь свыше 2000 акров (приблизительно 800 га - почти в три раза больше нью-йоркского Центрального парка) и поднялась местами до 70 м над уровнем моря. Под давлением общественности свалку законсервировали, но вопрос, куда девать отходы (в том числе промышленные), остается открытым. Над его решением бьются многие компании, например концерн Ericsson. Шведы провели исследования на рынках Европы, Японии и США и опубликовали программу переработки телекоммуникационного оборудования для этих регионов (Recycling of telecommunication products in Europe, Japan and USA).
В документе Ericsson рассматривает два ключевых сценария утилизации: ручной демонтаж и "шинковку". Если первый метод не требует особых пояснений, то на втором следует остановиться подробнее. Он носит экспериментальный характер и основан на механическом измельчении электронных отходов под прессом. Полученная таким образом масса проходит через магнитный разделитель, притягивающий железные части. После чего специальный воздушный фильтр помогает отделить цветные металлы от пластика и т. д.
Не вдаваясь в нюансы шведского исследования, скажем, что сейчас ставка делается на "шинковку". Данная технология экономически более выгодна. Доход от повторного использования металлов составляет около $5 с каждого приемопередатчика. При этом его ручная разборка и транспортировка к месту переплавки обходится примерно во столько же. А вот стоимость "шинковки" существенно дешевле - всего $0.2-0.3.
В зависимости от специфики региона и конкретной задачи Ericsson рекомендует совмещать оба метода, так как это позволит сократить число отходов и вторично использовать то, что можно (например, золото, серебро, медь, палладий).
Совершенный метод
Несмотря на очевидные достоинства, рециркуляция в своем нынешнем виде не решает проблему на сто процентов. Один из камней преткновения - утилизация пластика, из которого сделан корпус трубки, ее клавиатура и т. д. Пластмассу сложно отделить от всевозможных примесей для переплавки, а сжигать или закапывать ее - вредно для экологии. Поэтому производители трудятся сейчас над созданием более дружественных окружающей среде материалов.
В частности, Nokia занимается подобными изысканиями в рамках проекта Design for Environment (DfE). Причем небезуспешно. Недавно появилось сообщение о том, что финские инженеры намерены в течение ближайших лет представить на суд мировой общественности... биоразлагаемые мобильники. Конечно, разлагаться они будут не в руках и не в кармане владельца, а в строго отведенных местах.
Испытания экологичных корпусов уже ведутся. Однако разработчикам пока не удается найти среди полимерных материалов такие, которые были бы достаточно прочными (к сожалению, на трубках легко появляются царапины). Скептики к тому же предполагают, что биоразлагаемые корпуса начнут приходить в негодность раньше "начинки" аппарата, подвергаясь нашествию различных грибков и бактерий. Насколько опасения оправданны, говорить рано. Но если удача все-таки улыбнется специалистам Nokia, значение их открытия будет трудно переоценить.
Закон есть закон
В заключение несколько слов о таком важном аспекте борьбы за чистоту окружающей среды, как законодательная база. В мае 2005 г. Европарламент принял два законопроекта, напрямую касающихся вопроса утилизации электроотходов. В числе прочего парламентарии призвали европейских промышленников к 2007 г. свести на нет использование проблемных материалов и заменить их более щадящими.
Кроме того, они настойчиво рекомендовали производителям бесплатно принимать выбрасываемую технику и перерабатывать ее... за свой счет. В случае, если это невозможно (например, производитель не европейский), ответственность возлагается на импортера.
Такие законы уже введены в Нидерландах и Норвегии. В Германии, Швеции, Италии, Дании, Австрии и Бельгии аналогичные нормативные акты готовятся войти в силу.
Теперь Европарламент предлагает ужесточить воспитание потребителей при помощи штрафов - дабы у людей не возникало желания бросать свою технику где попало. К слову, правила, действующие в Японии, строже: чтобы расстаться с холодильником или телевизором, владелец должен сперва за это заплатить.
Федеральные власти США не проявляют особой активности в подобных вопросах. Только три штата - Калифорния, Массачусетс и Южная Каролина - запустили экспериментальные проекты рециркуляции электронных изделий. Вероятно, к подобной беспечности располагает обширная территория страны. По крайней мере, определенная закономерность прослеживается - миниатюрные страны-участницы ЕС рьяно борются с отходами, а в раздольной России вопрос "Куда выбрасывать мобильник?" пока звучит забавно.