Представьте себе, что один из сотрудников, участвующих в корпоративном проекте, не явился на важное заседание, назначенное на 10 утра.
Начальник звонит ему на мобильный и слышит в ответ: "Шеф, я застрял в пробке, тут такое скопление машин!" И действительно, в трубке начальник слышит автомобильные гудки и тарахтение моторов. Он смягчается и просит подчиненного поспешить. Между тем его собеседник, выключив телефон, отправляется обратно в постель досыпать.
Дело в том, что неделю назад подчиненный загрузил на свой телефон специальную программу, позволяющую во время разговора имитировать фоновые звуки, своего рода обманки. Всего программа предусматривает девять разных записей — от звуков шумной улицы и заводского цеха до пения птиц и громовых раскатов. Абонент, начиная разговор, может выбрать нужный вариант с помощью всплывающего окошка на дисплее.
"Записи звучат очень натурально, помогая вам убедить собеседника, что вы находитесь в каком-то другом месте, — говорит Ливью Тофан, основатель немецкой компании Simedia, разработавшей эту программу. — Кроме того, вы можете указать в настройках, чтобы, скажем, через 15 или 30 секунд после начала разговора в трубке воспроизводился звук телефонного звонка. Тогда вы можете сказать, что должны прерваться, чтобы ответить на другой звонок".
По словам Тофана, программа изначально создавалась как шутка, однако после официального выхода на рынок она быстро завоевала популярность. Сегодня у Simedia есть дистрибьюторы в США и Китае. В ближайшем будущем должна появиться многоплатформная версия программы.
Продукт Simedia — не единственное техническое средство, обеспечивающее прикрытие для нарушителей корпоративной дисциплины или супружеских обязательств. Калифорнийская компания SMS.ac организовала мощное сообщество мобильных абонентов, включающее 150 000 SMS-клубов, помогающих обманщикам предъявлять алиби и отговорки. Абонент, например, желающий отлучиться из дома с целью посмотреть футбольный матч, может обратиться к соратникам по клубу с просьбой обеспечить ему убедительные предлоги и оправдания.
"Все началось с одной клиентки, которая искала предлог, чтобы не идти на свидание", — вспоминает Грег Уилфарт, один из основателей SMS.ac. В большинстве случаев такими услугами пользуются люди, желающие увильнуть от работы и от исполнения родственных или семейных обязанностей. Так, один из клиентов загулял на вечеринке и решил на следующее утро не пойти на службу. В ответ на его просьбу о помощи одна из участниц клуба позвонила его начальнику и, представившись женой бедолаги, заявила, что тот болен. Начальник поверил, хотя гуляка на самом деле не был женат.
"Подобные ситуации наблюдались всегда, но с появлением таких массовых клубов масштабы явления выросли — теперь к услугам желающих имеются партнеры со всего света, — говорит Джейкоб Нилсен, консультант из компании Norman Nielsen Group. — Это расширяет ассортимент алиби и оправданий. Кроме того, имея дело с незнакомыми партнерами, люди не испытывают особых затруднений, когда обманывают других по телефону. Что-то похожее сейчас делается и с помощью электронной почты".
Итак, у вас есть приличный выбор способов обеспечить себе алиби, однако не забывайте, что существуют и технологии, позволяющие, наоборот, выявить обман.